Для меня, жителя сугубо городского, сельское хозяйство во всем своем многообразии, конечно, не тайна за семью печатями, но все же сфера достаточно новая, малознакомая и не до конца понятная.
Нет, конечно, я не из тех жителей мегаполисов, которые думают, что говядина растет на прилавках супермаркетов, а сахар вырубают ровными кубиками из скальных отложений где-то в благодатных уголках нашей планеты. Конечно нет. И, тем не менее, знакомство с тем, как работает эта огромная и важнейшая индустрия, стало для меня во многом откровением.
Первый сюрприз меня ожидал, что называется, «с порога». Подъем в половине пятого утра! Нет, в армии я, конечно, регулярно вставал в шесть, а иногда и раньше, но, надо сказать, это было достаточно давно, и с тех пор я порядком от этого отвык. На поле я ехал в полной уверенности, что мы, конечно же, приедем первыми и еще будем долго ждать в полной темноте, пока подъедет техника и начнется уборка.
Представьте мое удивление, когда на подъезде к полю я увидел целые колонны залитой ярким светом техники, в кромешной ночи убирающие поле. «Вот уж точно — битва за урожай», — подумал я, когда узнал, что работа по уборке свеклы идет не с раннего утра до поздней ночи, как думал я изначально, а круглосуточно.
Вообще, это архаичное клише в тот день неоднократно посещало меня. Битва — она и есть битва. Битва масштабная, со множеством направлений удара и фронтов. Где-то на большом свекловичном поле восемь современных комбайнов извлекают из матушки-земли тонны и тонны белой сахарной свеклы, круг за кругом высыпая содержимое своих бункеров в длинные свекловичные кряжи – так называемые «кагаты». Неподалеку от поля в ожидании своего часа стоит топливозаправщик, готовый обеспечить «боевую технику» топливом, чтобы уже новые бойцы-механизаторы отправились в свой полусуточный «яростный поход». А на других полях, где уборка уже закончена, аналогичные кагаты большими погрузчиками с длинными транспортерами переваливают в специальные грузовики с высокими бортами и увозят урожай на свои же заводы для переработки.
Несмотря на масштаб события и напряженный круглосуточный график работ, уборочная идет хоть и напряженно, но совершенно без того героического надрыва, который, к примеру, ежегодно демонстрируют городские коммунальщики, внезапно выясняя, что опять неожиданно пришла зима и выпал снег. Все заранее подготовлено, и работа в очень непростых условиях ведется со спокойным размеренным профессионализмом.
А условия выдались действительно очень непростые, о чем стоит рассказать отдельно. В моем понимании, ад механизатора — это раскисшие от дождей поля, когда комбайны с трудом проворачивают разбухшие от налипшей земли колеса или навесные механизмы. Условия этой осенью выдались совершенно иные, и — внешне абсолютно благоприятные. Летняя засуха — а последний нормальный дождь прошел в Воронежской области еще в середине лета — превратила поля в уплотненные автомагистрали. Но мы-то с вами знаем, что дьявол прячется в деталях. Если зерноуборочные комбайны идут по таким полям, как по проспекту, то свекловичным комбайнам приходится весь этот плотный грунт вскрывать, чтобы извлечь из-под земли спелые свекольные клубни. Эту особенность уборочной страды я понял не сразу, а лишь после того как заметил, что время от времени, то тут, то там комбайны вдруг останавливаются и начинают усиленно прочищать навесное оборудование. Как оказалось, всему виной именно сухая земля. Из такой плотно спрессованной почвы, ножи комбайнов выгрызают клубни свеклы вместе с огромными комьями земли, по плотности напоминающими куски бетона. Они-то и забивают навесное оборудование комбайнов.
И это еще не все испытания, которые выпали на долю механизаторов и агрономов этой осенью. Черноземье. Благодатный край России. И даже сложно себе представить, что уже в первой половине октября, в разгар уборочной, ударят морозы. И не просто заморозки: местами ночная температура опускалась до -10º. Такие капризы природы тоже не добавили агрономам и механизаторам спокойствия и заставили спешить.
Вот такими сюрпризами оказалась богата природа этой осенью… Ранние морозы торопят, а твердая земля испытывает технику и людей на прочность.
Отдельно стоит сказать о сельскохозяйственной технике. Если выйти на центральную площадь любого крупного города и попросить горожан, многие из которых ни когда не были в сельскохозяйственных регионах, описать, как на, их взгляд, происходит уборочная кампания сегодня, то большинство из них наверняка расскажет вам, как ржавые советские комбайны и хиленькие трактора «Беларусь» в перерывах между ремонтами пытаются собрать с замусоренных полей хоть что-то для отчета.
Тут же все наоборот: мощные современные комбайны, оснащенные самым современным электронным оборудованием, идут по ночным полям как по линейке и останавливаются только для того, чтобы опустошить свои огромные бункеры, а отнюдь не для того, что бы пококетничать с учетчицей, чтобы та все правильно записала. Остановился, опустошил бункер и тут же пошел на следующий круг. Вот в этом практически безостановочном круговороте комбайнов на полях без какого бы то ни было учета, как оказалось, и скрыт главный смысл происходящего. Все комбайны оборудованы спутниковыми системами ГЛОНАСС и автоматизированной системой учета, которая знает все: от тоннажа выкопанной свеклы и объема потраченной солярки до того, какое прицепное оборудование находилось на комбайне, и с какой средней скоростью он шел. Так что, не только ракетам российских ВКС помогают самые современные спутниковые технологии, но и технике совершенно других, мирных полей сражений – комбайнам из парка сельскохозяйственной техники компании «Продимекс».